История МТЛБ

За свою сорокалетнюю историю МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный) завоевал большую популярность как у нас, так и за рубежом. Наверно, называя машину "многоцелевой тягач", его создатели не предполагали, что она станет основой для более чем 80 модификаций — от бронетранспортера до боевых комплексов. Парк этих машин составляет около двух десятков тысяч. И по сей день они остаются незаменимыми в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где одним из важнейших показателей для боевых машин является проходимость, А по этому качеству "эмтээлбэшка" уступит разве что двухзвенным транспортерам семейства "Витязь", которых, к сожалению, было выпущено на порядок меньше.

Родиной этой уникальной машины является Харьков, город, давший жизнь не одному Знаменитому образцу бронетанковой техники (БТТ). Здесь стоит вспомнить легендарные БТ-7, Т-34 или революционный Т-64. Но, в отличие от своих "земляков", МТ-ЛБ разрабатывался не в стенах паровозостроительного завода, а в КБ Харьковского тракторного под руководством Анатолия Белоусова. Кстати, в армии этот тягач всегда относился не к бронетанковой, а к автомобильной технике. Вот такой парадокс: машина и гусеничная, и бронированная, а числится почти автомобилем. И номера на нее вешались автомобильные.

Техзадание на ее разработку было выдано в конце 1950-х в связи с появлением новых артиллерийских систем и изменившейся концепцией их боевого использования. Выпускаемые в то время на Курганском машиностроительном заводе гусеничные артиллерийские тягачи были легко уязвимы от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, имели высокий силуэт и не могли преодолевать глубокие броды.

С принятием на вооружение Советской Армии 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки МТ-12 "Рапира", 100-мм пушки БС-З и 122-мм гаубицы Д-30 стал необходим бронированный тягач с низким силуэтом, с высокими характеристиками подвижности, способный не только буксировать артиллерийскую систему, но и перевозить под прикрытием брони ее расчет и боекомплект. Однако созданная на ХТЗ машина оказалась настолько удачной, что за ее исходным предназначением вскоре увиделись и многие другие. Тягач превратился в универсальную базу, на которой было построено целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин. На базе МТ-ЛБ были созданы машины управления для различных родов войск, самоходно-артиллерийские установки и установки самоходных зенитных и противотанковых ракетных комплексов и даже авиатранспортабельные дорожно-землеройные машины.

Компоновка и устройство

Компоновка машины несколько необычна для отечественного танкостроения. Трансмиссия в МТ-ЛБ расположена спереди, а двигатель размещен в средней части корпуса машины с некоторым смещением к левому борту относительно продольной оси. Между трансмиссионным отделением и двигателем находится отделение управления. За счет смещения двигателя в сторону левого борта имеется проход из отделения управления в десантное (грузовое).

В отделении управления с левой стороны размещается механик-водитель, а справа от него - командир машины. Чтобы было удобно вести наблюдение из транспортера, отделение оборудовано двумя стеклоблоками (как на БТР-60), которые в боевой обстановке закрываются броневыми крышками. При этом наблюдение за дорогой механиком-водителем ведется через три призменных смотровых прибора ТНПО-170А, центральный из которых может быть заменен прибором ночного видения ТВН-2Б. Свое место механик-водитель обычно занимает через люк, расположенный над его местом в крыше машины. Справа в носовой части над местом командира установлена бронированная коническая башенка ТКБ-01 кругового вращения. В ней смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение оружия на цель командир осуществляет вручную. Люк для командира оборудован левее башенки в крыше машины, практически на ее продольной оси.

Десантное (грузовое) отделение, расположенное в кормовой части машины, первоначально предназначалось для размещения в нем артиллерийского расчета буксируемого орудия и боекомплекта к нему. В дальнейшем, когда МТ-ЛБ стал использоваться в качестве бронетранспортера для мотострелков, десантное отделение было дооборудовано для посадки 11 полностью экипированных пехотинцев. Десант располагается вдоль бортов машины на сиденьях, установленных поверх топливных баков. Для посадки, спешивания и погрузки имущества используются двустворчатая дверь в кормовом бронелисте и два люка в крыше десантного отделения. Десантники могут вести огонь из индивидуального оружия, для чего в бортах корпуса машины сделаны четыре закрываемые броневыми крышками амбразуры. Машина оборудована отопителем и фильтровентиляционной установкой (ФВУ).


4. Гидродинамическая решетка на корме МТ-ЛБ, обеспечивающая движение на плаву за счет перемотки гусениц


5. Гидродинамические решетки в рабочем положении

Корпус МТ-ЛБ сварен из катаных броневых листов и обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного оружия, осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Корпус выполнен герметичным, что позволяет машине преодолевать водные преграды вплавь при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц. Перед преодолением водной преграды в передней части корпуса машины поднимается волноотражающий щиток, а сзади с обеих сторон опускаются и фиксируются гидродинамические щитки. На крыше машины устанавливается небольшая воздухопитающая труба. На случай попадания внутрь корпуса воды для ее откачки имеется водооткачивающая помпа.

Подвеска МТ-ЛБ - независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами на первых и последних узлах. Она обеспечивает машине хорошую плавность хода по пересеченной местности. Гусеничная лента имеет ширину трака 350 мм, что создает относительно небольшое удельное давление на грунт и обеспечивает МТ-ЛБ высокую проходимость по грунтам со слабой несущей способностью. В заснеженных или заболоченных районах для повышения проходимости на машину могут устанавливаться специальные гусеничные ленты с шириной траков 565 мм. Тягач с такой гусеницей, получивший обозначение МТ-ЛБВ, имеет удельное давление на грунт всего 0,28 кг/см2, то есть меньше, чем у человека! По сухому грунту машина с грузом преодолевает подъем крутизной до 35°, а с прицепом - до 25°.

Оригинальная трансмиссия с двойным подводом мощности обеспечивает МТ-ЛБ разворот вокруг своей оси с радиусом, равным половине ширины машины, что особенно важно при движении на узких горных дорогах или в лесистой местности. При таких показателях транспортер оказывался зачастую единственным средством передвижения в труднодоступных районах Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. В этих районах МТ-ЛБ использовался как бронетранспортер, и им оснащались мотострелковые подразделения некоторых соединений.

Возможные варианты

Шасси МТ-ЛБ послужило основой для создания большого количества боевых и вспомогательных машин. Все их перечислить в одной статье невозможно, но наиболее интересные и характерные, пожалуй, следует.

Мы уже говорили о МТ-ЛБВ. Это снегоболотоходный вариант базовой машины. Стал тягач и базой для ряда боевых машин, таких как самоходный ПТРК 9П149 "Штурм-С". На машине имеются выдвижная пусковая установка (ПУ) с одним транспортно-пусковым контейнером (ТПК) с ПТУР 9М114 "Штурм", комплекс аппаратуры управления и механизированная боеукладка барабанного типа, в которой размещаются 12 ТПК с ракетами. Перезаряжание ПУ производится автоматически.

Для подразделений ПВО общевойсковых частей на базе МТ-ЛБ была создана боевая машина самоходного ЗРК 9К35 "Стрела-10".

В артиллерийских подразделениях танковых и мотострелковых полков до сих пор имеются созданные на базе МТ-ЛБ 122-мм самоходные гаубицы 2С1 "Гвоздика". Артиллеристы имели в своем распоряжении МТ-ЛБ и с установленной на ней РЛС разведки и засечки позиций стреляющей артиллерии СНАР-10. Станция способна обнаруживать цели на дальностях до 20 км.

Трудно назвать род войск, в котором бы не использовалась МТ-ЛБ в том или ином виде. Не обошли конструкторы вниманием и войска радиационной, химической и бактериологической защиты, а также инженерные. Последние получили на базе МТ-ЛБ машину для проделывания проходов в минных заграждениях - УР-77, а также авиатранспортабельную инженерную машину разграждения "Восторг". У химиков состоит на вооружении разведывательная химическая машина РХМ "Кашалот".

Выпускался тягач и в варианте машины технической помощи - МТП-ЛБ. Она оборудована кран-стрелой грузоподъемностью до 15 т и различными приспособлениями для оказания технической помощи экипажам тягачей и машин на их базе.

На базе удлиненного варианта - МТ-ЛБу - выпускались различные командно-штабные машины комплекса АСУВ "Маневр" и машины управления подразделений артиллерии и ПВО, такие как, например, "Фальцет", "Овод", "Сборка" и другие. На той же базе был созданы ряд специальных машин войск связи и РЭБ. Кроме того, на МТ-ЛБу выполнены радиолокационный комплекс разведки позиций ракет и артиллерии 1Л219М "Зоопарк-1" и комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1Н "Даль".

Кроме "заводских" вариантов МТ-ЛБ, в войсках доморощенные "кулибины", коих у нас везде хватает, часто делали собственные варианты машины, которые потом копировались в разных воинских частях и военных округах. Так появился вариант импровизированного самоходного миномета, у которого на крыше десантного отделения устанавливался и крепился буксируемый 82-мм автоматический миномет 2Б9 "Василек". При этом огонь велся непосредственно с машины. Еще одна распространенная импровизация на тему самоходной установки на базе МТ-ЛБ — монтаж на него зенитной установки ЗУ-23-2. Реже можно встретить МТ-ЛБ, превращенные в системы залпового огня путем крепления на них одного или нескольких блоков с НАР.

Благодаря своей высокой надежности, подвижности и проходимости МТ-ЛБ пользуются популярностью в армиях почти трех десятков государств, в том числе и стран НАТО. Относительно небольшие масса и габариты этой машины позволяют перевозить ее вертолетами и не очень большими самолетами транспортной авиации.

У далеких соседей

МТ-ЛБ производился по лицензии в Болгарии и Польше. С накоплением определенного опыта инженеры этих стран стали вносить свои изменения в его устройство, а позднее создавать на базе тягача и свои собственные конструкции, мо дернизировать машину по собственным программам. После объединения Германии вся военная техника Национальной Народной армии (ННА) ГДР досталась Бундесверу, часть этой техники Германия стала распродавать "по дешевке" своим соседям. Не минула сия участь и МТ-ЛБ. Партия машин в количестве 450 единиц была продана Швеции. Скандинавы, с оглядкой на советский опыт, переоборудовали тягач в самоходный ПТРК, установив на него пусковую установку и систему управления комплекса RBS-56. "Штурм" по-шведски получил там обозначение Pbv 401. Не думаю, чтобы шведы стали платить деньги за что попало. В северных районах МТ-ЛБ — машина востребованная. Да и не только там.

В Болгарии, поданным Jane's, в настоящее время имеется 2350 МТ-ЛБ, изготовленных заводом BETA. В основной массе они практически не отличаются от оригинала. Но все же часть машин была выпущена с собственными доработками, что внесло в широкую гамму семейства еще большее разнообразие.

В этой стране на базе МТ-ЛБ выпускались 82- и 120-мм самоходные минометы, KShM R-81 и KShM-R-80, санитарная машина MT-LB SE, машина химической разведки MR HR и автоматизированный комплекс химической разведки Maritza. Тягач MT-LB-VB, выпускавшийся в Болгарии, отличался от оригинала установкой 12,7-мм пулемета на правой стороне корпуса.

На Болгарском предприятии TEREM, где также по лицензии выпускались самоходно-артиллерийские установки 2С1 "Гвоздика", местными инженерами были созданы и поставлены на производство два типа БМП - ВМР-23 и ВМР-30. На первой устанавливается сварная двухместная башня с 23-мм автоматической пушкой 2А14 (как на зенитных установках ЗУ-23-2). С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Имеется также и пусковая установка ПТУР 9М14М "Малютка".

На ВМР-30 устанавливается башня, полностью идентичная башне совет ской БМП-2 с соответствующим комплексом вооружения.

Польские инженеры предприятия Huta Stalowa Wola (HSW) создали на базе МТ-ЛБ еще большее семейство машин, различных по назначению и конструкции. Это машина инженерной разведки Hors, машина технической помощи Mors, машина дистанционного минирования Kroton, санитарная машина Lotos, машина разминирования Durian, командно-штабная машина Lowcza с автоматизированным комплексом управления войсками и зенитная самоходная установка (ЗСУ) Sopel.


7. Инженерная машина Durian обычно используется для разминирования местности

Большинство польских образцов МТ-ЛБ для движения на плаву оснащены водометными движителями с гидроприводами.

Машина инженерной разведки Hors предназначена для проведения инженерной разведки дорог, мостов, придорожных объектов, гидротехнических сооружений, минновзрывных заграждений, проведения химической разведки местности и водоемов. Для этого машина оснащена специальными комплектами инженерной и химической разведки. От оригинала машина отличается наличием водометных движителей, небольшим возвышением на корпусе в кормовой части, башенкой с большими пуленепробиваемыми стеклами и 12,7-мм пулеметом НСВТ-12,7 над местом командира машины, а так же наличием на корпусе специальной антенны.


8. Командно-штабная машина Lowcza с автоматизированным комплексом управления войсками

Второе дыхание МТ-ЛБ

Поскольку с распадом СССР абсолютно все заводы, производящие машины семейства МТ-ЛБ, остались за пределами России (Украина, Болгария, Польша), закупок этой техники с 1990 г. не было. А в войсках остались тысячи машин со сроком эксплуатации более 10 лет. Еще немного, и они могли стать просто грудой металла. Да и по своим боевым характеристикам МТ-ЛБ за 40 лет заметно подотстал. Учитывая сложившиеся экономические обстоятельства и отсутствие в России базовых заводов по выпуску таких машин, вопрос о проведении в промышленных масштабах их капитального ремонта и повышения военно-технического уровня стал весьма актуальным. Возникла необходимость основательно модернизировать МТ-ЛБ, чтобы привести его тактико-технические характеристики в соответствие с современными требованиями. И такие программы, позволившие поднять боевые свойства машины на новый качественный уровень, в России были разработаны.

В нашей стране решением этой задачи занимались конструкторы СКБ ОАО "Муромтепловоз", где для этого имелись все необходимые условия. Предприятие располагало полным комплектом конструкторской документации на машины семейства МТ-ЛБ. И самое главное - квалифицированные специалисты СКБ уже имели опыт по созданию образцов военной техники, в том числе и гусеничных машин. Когда налаживался процесс капитального ремонта МТ-ЛБ, сложились устойчивые творческие связи между коллективом конструкторов и научными организациями МО РФ, промышленности. Осваивая капитальный ремонт транспортеров и выпуск запчастей к ним, на предприятии сумели провести значительный объем работ, разработали и изготовили испытательные стенды, обзавелись современным технологическим оборудованием.

В сентябре 1999 г. было принято совместное решение об изготовлении двух опытных образцов модернизированных транспортеров-тягачей МТ-ЛБ, утвержденное Министром обороны РФ и Генеральным директором ОАО "Муромтепловоз". Месяцем позже МО РФ утвердило решение о проведении типовых испытаний модернизированных гусеничных транспортеров МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.

В ходе испытаний были подвергнуты проверке все параметры опытных образцов, установленные в тактико-технических требованиях. Результаты проведенных типовых испытаний дали основание рекомендовать модернизированные машины к принятию на вооружение. И с 2000 г. "Муромтепловоз" стал осуществлять модернизацию машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта в рамках государственного оборонного заказа. Что же представляют собой модернизированные на "Муромтепловозе" МТ-ЛБ? Главной целью усовершенствования машин было повышение их огневой мощи. Для этого транспортеры оснастили башенной пулеметной или башенной пулеметно-пушечной установкой. Помимо этого, на 80% восстанавливается ресурс машин.


МТ-ЛБМ 6МА с 14,5-мм пулеметом КПВТ уже широко используется в войсках, в том числе и в "горячих точках"

При всех замечательных качествах МТ-ЛБ он обладал одним серьезным недостатком - слабой защищенностью. Тонкая броня тягача пробивалась бронебойной пулей винтовочного патрона уже с дистанции в 200 м. Поэтому при модернизации ставилась задача решить и проблему повышения защищенности. По словам главного конструктора ОАО "Муромтепловоз" Сергея Серебрякова, наработки по повышению защиты МТ-ЛБ уже есть, как по усилению противопульной защиты, так и противоминной стойкости. Например, за счет дополнительного бронирования машины может обеспечиваться ее защита по периметру от бронебойных пуль калибра 12,7 мм на любой дальности. При этом ни подвижность машины, ни ее водоходные качества не страдают. Итак, перспективы у МТ-ЛБ пока еще есть.

Правда, некоторые могут подумать, что так и будем еще лет 40 выжимать из МТ-ЛБ его неиссякаемый потенциал. Нет, конечно. На новых модернизациях МТ-ЛБ идет отработка многих новых систем и агрегатов, тех самых, которые в ближайшем будущем станут основой нового тягача. Который, кто знает, может стать таким же универсалом и заслужить такую же любовь в войсках, как неутомимый труженик МТ-ЛБ.

Сергей Суворов, кандидат военных наук, полковник запаса

Журнал "Мир оружия" (WEAPON'S WORLD) 12 (15) декабрь 2005 01 (16) январь 2005

Вернуться к списку